Вампиры  Ликантропы  Высшие духи  Призраки     Монстры Dungeons & Dragons  Монстры Эры Водолея     Монстры классической мифологии     vodaley.DA.ru
НовостиТекстыОбщениеСсылкиКомандаО сайте


КЛАССИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Фейри (ЭВ)

Единороги (DnD)

Драконы (DnD)

БЕСТИАРИЙ > КЛАССИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ > ФЕЙРИ

Изначально данный текст был отдельной статьей. Здесь он представлен в изначальном варианте.

Фейри в “Эре Водолея”: перспективы внесения



Оглавление
1. Вместо предисловия
2. Введение
3. Историческая справка
4. Общие детали введения
5. Некоторые особенности естественных духов
6. Мораль персонажей
7. Применение фейри
8. Приложение: Советы Мастерам
9. Вместо послесловия

Вместо предисловия
В ролевой системе “Эра Водолея” сделано очень четкое разделение нематериальных сущностей: духи разделены на внешних, естественных, живых и искусственных. При этом у Мастеров остается достаточно простора для введения и адаптации для игры собственных, подчас весьма специфичных персонажей.
Цель этой статьи – отнюдь не навязывание каких-то стереотипов или штампов Мастерам. Автор ставит перед собой задачу как можно полнее описать все возможности внесения в игровую механику одного из видов мифических существ из традиционного мифологического пантеона германского и кельтского народов – фейри. Также в статье будут предложены некоторые варианты математического просчитывания подобных персонажей.

Введение
Все Мастера, активно играющие в Эру Водолея, сталкивались с такой ситуацией, когда возможностей, подробно описанных в книге, начинало недоставать. Решений этой проблемы есть великое множество – от косметических модификаций уже готовых персонажей и до разработки собственных систем. Последний вариант, правда, таит в себе немало ловушек, и одна из них – это попытки сохранить схожесть персонажей ролевой системы с, если так можно выразиться, «реальными» мифологическими существами.
Статья предлагает вам общую схему введения в игру одной из самых интересных и разнообразных мифологических систем Запада – фейри. В статье вашему вниманию представлены выдержки из литературы по мифологии Запада, общие правила для классификации фейри, а также советы по их использованию.

Историческая справка
В фольклоре германских и кельтских народов, прежде всего – шотландцев, ирландцев и валлийцев, общим наименованием сверхъестественных существ было фейри. К фейри относится огромное количество видов мифологических персонажей: эльфы, Туата Де Даннан, Благой и Неблагой Дворы, брауни, пикси, феи, etc.
Все фейри можно условно разделить на несколько типов. Есть фейри добрые, злые, прирученные, одинокие, героические и бродячие. Кстати говоря, бродячие фейри – едва ли не наиболее часто встречающаяся смертным группа, в число бродячих также входит большое число героических фейри. Также большое число фейри насчитывает тип одиноких – как правило, озлобленных фейри, предпочитающих общению одиночество. Среди одиноких фейри есть только один вид, благосклонно настроенный к людям – брауни. Они же относятся к достаточно малочисленной группе прирученных фейри – тех, кто оторвался от своих собратьев и с тех пор обитают вблизи от человека.
Есть несколько теорий касательно происхождения фейри. Одна из них гласит, что фейри – падшие ангелы, другая – бесы, третья – мертвецы, восставшие из своих могил, или же духи покойников. Впрочем, некоторым видам фейри – например, Туата Де Даннан и сидам – приписывается едва ли не божественное происхождение, и не зря. Есть теория, что культ фейри – это трансформировавшийся с течением времени древний кельтский культ предков. А кельты предков уважали, благо, и героев среди них хватало. Вероятно, именно так эти виды фейри и появились.
Почти все фейри – красавцы, однако их красота, как правило, омрачена каким-нибудь уродством. Именно по какому-то телесному недостатку фейри и можно отличить от людей: у многих фейри, например, всего лишь одна ноздря или один глаз, некоторые фейри хромы или лишены носа, etc. Некоторые фейри различаются в зависимости от пола: в шотландии водные фейри-женщины – красотки неземной красоты, а мужчины – страшные уроды. Что касается одежды, то почти все бродячие фейри отдают предпочтение зеленому цвету, прирученные почему-то любят лохмотья (кстати, предложить, например, брауни новую одежду – значит смертельно оскорбить его), одинокие часто носят белое, а героические – самые различные цвета, от красного до золотого.
Фейри обитают в месте, называемом Волшебная Страна (которая, судя по всему, находится на каком-то лохматом эфирном уровне). Иногда она является глазам смертных как призрачный, окутанный туманами остров в морской дали. Этот остров носит множество названий – от Острова Блаженных до, пожалуй, самого известного – (Инис) Авалон. В Волшебной Стране время течет по иному, чем в мире людей: оно как бы замедляется. Многие фейри, пришедшие в мир людей ради развлечений и приключений, шутки ради завлекают смертных в Волшебную Страну, но очень немногим людям удалось вернуться оттуда. Даже если человек сумел вернуться назад, его душа остается в Волшебной Стране, и человек уже не находит радости в прежнем образе жизни – его тянет вернуться в чудесную Страну фейри.
Фейри – искусные мастера и ремесленники. Причем они работают не только сами, но и учат своему ремеслу тех людей, которые готовы их слушать. Профессии фейри разнообразны: карлики славятся как искусные кузнецы, лепрехуны – как башмачники, стуканцы и кобольды – как шахтеры. Многие фейри (обычно прирученные) отлично справляются с домашней работой.
Развлекаются фейри по разному: героические фейри предпочитают аристократический досуг (танцы, музицирование, охота, верховые прогулки), одинокие в этом смысле ближе к простым людям. Между прочим, если добрые фейри охотятся в основном на оленей, то злые предпочитают в качестве добычи людские души. Фейри – великие музыканты, их искусство передано шотландским волынщикам. Некоторые же мелодии фейри – например, напев эльфийского короля – не только сладостны и приятны для смертных, но также и смертельно для них опасны.
Фейри, как уже было сказано, более-менее определенно делятся на добрых и злых, а вернее сказать – благих и неблагих (не путать с Благим и Неблагим Дворами, двумя отдельными видами фейри). Благие фейри довольно дружелюбны к людям, никогда не позволят себе нечестный поступок, хотя и не прочь поозорничать. Неблагие же фейри зачастую смертельно опасны для человека – они запросто могут украсть у него душу, а в лучшем случае – привлечь к своей жертве всевозможные беды. Именно неблагие фейри ответственны за падеж скота, нелады с хозяйством и за похищение детей, вместо которых обычно оставляют подменышей. Благие и неблагие фейри обычно не враждуют, а как раз наоборот: если добрые и злые фейри ходят вместе и кого-то угораздило обидеть одних, другие тут же начинают мстить за первых. Все фейри – и добрые, и злые – также никогда не лгут, хотя могут лукавить – говорить правду так, чтобы не всякий мог понять истинный смысл сказанного.
Тут стоит упомянуть о такой вещи, как похищение фейри детей. В некоторых случаях – в виде мести, чтобы подшутить, от плохого настроения или настойчивого желания левой пятки – фейри похищают младенцев из их люлек и взамен них подкладывают так называемых подменышей – уродцев, которые с течением времени становятся все страшнее и мерзопакостнее. Есть несколько способов избавиться от подменыша и вернуть себе своего ребенка; эти способы разнятся в зависимости от местности.
Подобно некоторым духам, фейри можно подчинить себе чарами и заклинаниями. Существуют специальные ритуалы, вызывающие фейри и прогоняющие их, обращения за помощью и просьба о совете. Однако при насильственном удержании фейри в плену, стоит помнить, что освободившийся фейри скорее всего будет мстить – и не один, а призвав на помощь родню. Фейри можно убить (в частности, кованое без нагрева железо – «холодное железо» - одним своим прикосновением причиняет фейри боль), но, учитывая то, что у фейри нет души, убитый фейри просто переносится из реального мира в эфирный, в область Волшебной Страны. Есть еще два способа справиться с колдовством фейри: прикосновение к холодному железу, которое сделает весь морок, наводимый на человека фейри, видимым, и омела, которая, будучи повешенной над дверью дома, просто не впустить внутрь ни фейри, ни их колдовство.

Общие детали введения
Итак, общая историческая справка позади. Теперь можно приступить к самому интересному в данном опусе: деталям непосредственного введения фейри в ролевую систему. Начнем.
Во-первых, кем считать фейри как таковых? Ближе всего эти духи стоят к типам естественных и живых. Напомню особенности обоих типов: естественные духи – привожу цитату – «основные обитатели наблюдаемого тонкого пространства… особенный вид живых существ»; живые духи – «духи существ, переживших кончину своего физического тела». Фейри можно отнести и к тем, и к другим: вполне понятно, что это духи умерших ремесленников, музыкантов, воинов и прочих обитателей примерно эдак веков средних и даже пораньше; однако в силу того, что этим духам временами подвластна определенная местность (не путать с духами местности!), фейри также относятся и к естественным духам. Ученые-экзофизики так и не пришли в данном вопросе к какому-то четкому объяснению. На данный момент ответ на вопрос о виде духов будет звучать так: фейри представляют из себя духи мертвых, то есть живые духи, которые по прошествии определенного времени эволюционировали в духов естественных. Со всеми вытекающими: перерождаться в новых телах фейри уже не могут, и при этом сохраняют основные жизненные предпочтения и увлечения. Конечно, это не объясняет такие детали, как-то все лепрехуны любят покурить, а брауни – поработать на дому у своих хозяев. Тут тоже есть рациональное этому явлению: известно, что естественные духи в период своего формирования испытывают влияние со стороны мыслящих существ. Вполне возможно, что в силу сложившихся мифологических стереотипов всеобщая убежденность суеверных людей повлияла на какие-то особенности фейри. Тем более, что один и тот же вид фейри очень часто варьируется в привычках и внешнем облике в различных областях.
Кем были фейри при жизни? А кем были люди в период возникновения легенд о фейри? Ремесленники, пахари, пастухи – пожалуй, самый распространенный вариант. Так же фейри становились павшие воины (слуа), жертвы убийств и фатальных обманов (дуэргары), принесенные в жертву (дантеры), погибшие при обвалах шахтеры (стуканцы, кобольды). Вариантов – множество. Есть несколько самых распространенных видов одного и того же фейри, особенности которых зависит от характера местности, в которой они обитают.
Многие фейри не материализуются (не могут), однако запросто могут появляться в видимом диапазоне. Те же, кому материализация доступна, прибегают к ней достаточно редко. Надо думать, у каждого вида фейри есть свой излюбленный облик, иначе бы легенды так четко не сходились во мнении, как выглядят различные лепрехуны, пикси и феи. Судя по этой их особенности, фейри продолжают испытывать тягу к людям, их обществу и деятельности – иначе они бы не являлись так часто взору смертных и не бытовало бы столько легенд о передаче умения фейри людям. Также фейри тщательно хранят воспоминания о своих человеческих жизнях, и повторяют их так, как они их помнят – отсюда взялся знакомый людям «общественный строй фейри». Но так как большинство действий для них потеряло смысл, и делаются они исключительно из любви к процессу, для людей они выглядят гротескными и странными. Возможно, это не простая привязанность, а своего рода тонкая связь: фейри привязаны к местности и людям – вернее, к целым родам или не меняющимся сообществам людей.
Фейри не чужды экстрасенсорики. Самые распространенные дисциплины – это телепатия, используемая исключительно для создания иллюзий, и телекинез. Пирокинез и ясновидение встречаются реже, электрокинез и биоэнергетика – практически никогда. Есть мнение, что фейри также доступны какие-то примитивные магические ритуалы, вернее, зачатки ритуалов.
Как и все духи, фейри доступны контролю. К сожалению, фейри – достаточно специфический случай, и почти все ритуалы, годные специально для них, утеряны. Конечно, можно поискать в каких-то неофициальных источниках, но… это уже на усмотрение игроков. Также есть несколько предметов, обработанных таким образом, что их можно использовать для контроля определенных видов фейри.

Мораль персонажей
Известно, что фейри делятся на одиноких, героических, прирученных, etc. Возникает вопрос: откуда возникла такая классификация? Вполне понятно, что люди во времена своей бытности живыми различались по характерам. Есть люди озлобленные, доброжелательные, раздражительные… переносясь на тонкую ткань мироздания, эти их характеристики становятся своего рода максимой их поведения – то есть перманентным эмоциональным состоянием духа. Иногда, правда, на формирование характера духа влияет и эмоциональный фон местности. Становится понятно, почему слуа в основном появлялись в периоды больших военных сражений, а феи – в местах со множеством праздников и каких-то добрых традиций.
В целом, фейри делятся на три вида – тех, кто доброжелателен к людям, тех, кто их ненавидят, и тех, кому люди, мягко говоря, до фени. Последние пребывают в меньшинстве; как-никак, а все-таки фейри напрямую зависят от общества живых. «Доброжелатели», однако, не всегда так благосклонны к людям: они часто требуют за свою помощь вознаграждения, их легко обидеть какой-то мелочью, и в таком случае они устраивают весьма неприятную месть. Про злых фейри, пожалуй, все более или менее ясно: это ярые охотники до душ смертных (чем они многим напоминают бесов), они беспричинно устраивают гадости людям и, кроме того, именно злые фейри чаще остальных уводят людей в гипотетическую Волшебную Страну. Что это за местность, точно не известно; возможно, это какой-то тонкий план, войдя на который, душа смертного уже не может вернуться...

Приложение: список описанных фейри
Асраи
Водяные фейри родом из Шотландии. Чаще всего это души неприкаянных утопленниц. Русалки относятся к ним доброжелательно, и асраи иногда (правда, редко) можно видеть в виде маленьких женоподобных фигурок рядом с водой.
Бравни
Покровители пчел. Чаще всего с ними встречаются пчеловоды и пасечники. Некоторые умельцы умели призывать бравни – те приходили им на помощь, собирая рой и выполняя прочие нехитрые дела.
Брауни
Фейри, во многом сходные с домовыми. Одни из прирученных фейри, они ночами выполняют работу, оставленную хозяевами и слугами. При этом делают свою работу они не безвозмездно, рассчитывая на награду в виде миски сливок и коврижку с медом. Брауни не прочь иногда поозорничать, а если их разозлить, вполне могут выжить хозяев из дому. Временами подобные случаи становились фатальными. К тому же к своим наградам они относятся очень осторожно – брауни тут же покидают дом, если им предлагают что-либо, кроме сливок и коврижки. Несмотря на то, что их достаточно легко разозлить (особенно, если кто-то критикует их работу), брауни доброжелательны к людям и, при должном обхождении, готовы ради хозяев своего дома на все.
Бродячий огонек
Известно научное происхождение бродячих огоньков – это всего лишь болотный газ, пробивающийся на поверхность. Однако есть и фейри-болотные огоньки. Не самые доброжелательные фейри, которые запросто могут завести заплутавшего путника в болото или к обрыву.
Бэнши
Особый вид фейри из Ирландии. Бэнши – покойные представительницы старых родов, которые незримо опекают свои семьи. Известны тем, что, оплакивая смерть кого-либо из своей семьи, издают душераздирающие вопли. Известна также теория о том, что когда несколько бэнши собираются вместе, это предвещает скорую смерть кого-либо из великих людей. Есть бэнши, которые опекают не отдельную семью, а определенное место – к примеру, старые деревни или небольшие поселки.
Дантеры
Фейри, своим местом обитания избравшие древние развалины. Проклятие археологов, они всячески мешают раскопкам и работам на месте их обитания: в частности, они производят такой шум, словно отбивают лен. Если шум становится громче, это предвестник беды (и не обязательно, что она разразится именно по вине дантеров). Принято считать, что дантеры – духи животных и людей, которых приносили в жертву при постройке зданий и чьей кровью окропляли фундаменты строений.
Дуэргары
Одинокие фейри, самые злобные и жестокие из английского фольклора. Творят гадости людям при первой же возможности, без разбора. Тем не менее, они весьма славны еще и тем, что знакомы с работой по металлу и искусны в обращении с магией.
Кобольды
Немецкие фейри. Живут в шахтах и штольнях, при этом весьма злобного нрава – отличии от их дальнего родственника, английских стуканцов. В отличие от последних, любят устраивать пакости типа обвалов, камнепадов, перерезания веревок и тушения фонарях на касках. Искусные шахтеры.
Лепрехуны
Родом из Ирландии, эти фейри – башмачники. Правда, тачают они все время один и тот же башмак, так что законченной их работы не видел никто. По преданиям, любят табачок и винцо. Есть мнение, что лепрехуны стерегут сокровища, расположение которых можно выведать, если поймать лепрехуна и подробно его расспросить, не спуская с него глаз. Стоит хотя бы на мгновение посмотреть в сторону – и лепрехун найдет способ быстро смотаться.
Паки
Хобгоблин родом из Англии. Достаточно часто появляется в видимом диапазоне, потому что любит оборотничество, и не прочь появиться перед человеком в очередном своем виде. Любят озорничать, сбивать человека с верного пути, хотя до беды дело обычно не доходит – если не считать бедой потерянное время и грязные ботинки. Паки, как и другие хобгоблины, терпеть не могут неверных возлюбленных. Пакам приходится близким родственником валлийский пука, которые отличается от них тем, что предпочитает один и тот же облик: невысокий грязный человечек с козлиной головой и копытами.
Пикси
Английские фейри. Днем принимают вид ежей, ночью, после захода солнца – свой обычный облик невысокликов с рыжими волосами и колпаком на голове, закрывающем боящиеся яркого света глаза. Подобно многим другим фейри, развлекаются тем, что сбивают с дороги путников. Иногда это чревато: пикси могут завести в Волшебную Страну, где душа человека останется навсегда. Связано это как-то с бесами или нет – неизвестно. Иногда, в хорошем расположении духа, пикси могут и поработать: они ухаживают за могилами, кладут на них свежие цветы, делают работу по дому. Однако работать им быстро надоедает, и они бросают ее при первом удобном случае.
Слуа
Злобнейшие фейри из шотландской мифологии. Восставшие мертвецы, они бродят по земле и воруют людей, которых либо делают своими рабами, либо убивают. После этого человек присоединяется к их сонмищу. Безжалостно убивают домашних животных и скотину, устраивают погромы. По некоторым мнениям, слуа даже способны насылать чуму.
Феи
Бесплотные, но видимые фейри, напоминающие небольшое светлое образование, носящееся в воздухе. Живут близ потоков, водяных мельниц, ручьев. Иногда грешат тем, что неосторожных и любопытных людей заводят в Волшебную Страну, а уж выведут ли – это как повезет. Феи доброжелательно относятся к добрым и веселым людям, и если в ответ к ним относятся с уважением, то могут помочь советом или что-нибудь подарить. Их советам стоит следовать в точности, а о дарах нельзя никому рассказывать.
Цверги
Далекие предки известных теперь по фэнтези-романам гномов. Боятся солнечного света, поэтому предпочитают селиться в старых шахтах и штольнях. Искусные кузнецы, они готовы передать свое искусство смертным ученикам. Однако, как и ко всем фейри, к ним надо относиться уважительно.

Приложение: Советы Мастерам
· Фейри – достаточно специфичные духи. Прежде всего, потому, что обычное место их обитания – не Россия. Это ставит их частое использование под вопрос: мало кто из Мастеров готов ради каких-то НеПиСей гнать свою ячейку в Германию, Англию и Ирландию. Конечно, никто не отрицает, что какой-нибудь антрополог привезет в Россию из Ирландии чудесный сувенирчик, в котором содержатся не один и пара духов…
· Если вы собираетесь вводить фейри в игру, то стоит использовать для этого места прямо-таки колоритные: старые деревеньки, развалины, чащобы… в городах и шумных населенных пунктах фейри просто так не появляются, а если и появляются, то с большой неохотой и при первейшей возможности пытаются оттуда смыться.
· Стоит помнить про мстительность и обидчивость фейри. Это полноправные хозяева своих мест (иногда они даже выживают оттуда духов местности), и вандализма, хамства и прочих неприятных вещей они терпеть не будут.
· Подумайте лишние три раза, прежде чем давать игрокам возможности для контроля фейри (книги с ритуалами, амулеты, etc.).
· Фантазируйте. Фейри – превеликое множество, и это множество весьма многообразно. Найдите книжку, где описаны разные фейри, и начните претворять свои задумки в жизнь. Кто знает, может быть, вы даже найдете способ безболезненно для игровой системы и игрового смысла внести в игру Туата де Даннан или сидов (хотя эти два вида я бы скорее отнесла к духам внешним, нежели чем к естественно-живым…)

Вместо послесловия
Вот, собственно говоря, и все, что я хотела поведать вам по поводу фейри. Многие моменты в изложенных правилах спорны и могут быть подвергнуты критике (впрочем, как и все в этом мире). Все предложения и критические замечания будут рассмотрены и даже приняты – некоторые. Осталось только сказать несколько заключительных слов – можно сказать, от автора.
1. Данные правила были разработаны при учете оригинальной версии правил “Эра Водолея”. К моему авторскому проекту – правилам для нежити с www.vodaley.pp.ru - они не имеют отношения, хотя легко могут быть адаптированы и для оных.
2. Вся информация о фейри – в частности, историческая и теологическая справки, а также информация о предложенных видах фейри – была взята из замечательной книжки “Энциклопедия Сверхъестественных Существ” (составитель – Кирилл Королев). За предоставление оной книги автор выражает благодарность Тхайнену, он же Анчар.
3. Я с большим удовольствием рассмотрю все предложения по поводу углубления и расширения данной темы. Если у вас есть какие-то задумки, то можно написать мне по адресу: vodaley@narod.ru
С уважением, Helga Ravenwing
 
Hosted by uCoz