БЕСТИАРИЙ > ВЫСШИЕ ДУХИ > ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯПрежде, чем идти дальше в разборе полетов (хм, несколько двухсмысленное заявление в данном случае…), надо выяснить поточнее, кто или что эти духи такие.В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях ангелы – бесплотные существа, которые служат единому богу, сражаются с его врагами, воздают ему хвалу, передают волю божества стихиям и людям (в переводе с греческого “ангел” значит “вестник”). Те ангелы, которые отпали от бога, превратились в бесов. Первоначально ангелы были едины, однако впоследствии, в каббалистической традиции, появилось разделение на так называемых “девять ангельских чинов”, которые делятся на три триады. Собственно говоря, по этой иерархии ангелы относятся к третьей триаде, которая характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку. Что касается облика ангела, то его невозможно описать сколько-нибудь достоверно, ибо истинный ангельский облик недоступен человеческому восприятию. Людям ангелы чаще всего являются в виде огненных символов (как сказано у Псевдо-Дионисия, богословие “представляет огненные колеса… и огненных животных, и мужей как бы молниевидных…”); иногда они принимают обличье людей, животных и растений. В мифах различных народов, бесы – злые духи, противники божеств. Это слово относится и к индийским асурам, и к иранским дэвам, и к римским гениям, и к греческим демонам (наиболее распространенному названию бесов во всем мире). В христианской традиции бесов стали рассматривать как слуг дьявола (у славян - чертей): они насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям и через них – Богу, особенную ненависть у них почему-то вызывает брак. С бесами невозможно договориться, поскольку они закоснели в зле и не желают делать ничего, что имеет отношение к добру. Христианство отождествило бесов с падшими ангелами. От своего “ангельского прошлого” они сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над стихиями и пространством, возможность внушать людям мысли и дела. Кроме того, они сохранили свойство становиться невидимыми и менять по желанию облик. Как правило, характерный признак появления беса – удушливый запах серы. Они могут являться в обличии ангелов, принимать вид того или иного человека, либо превращаться в чудовищ или животных – пресмыкающихся, птиц или черных собак и кошек. Иконография и народная фантазия закрепили за бесами образ, более всего напоминающий облик греческого сатира: рогатое и хвостатое существо, чьи ноги заканчиваются козлиными копытами; за спиной у него крылья, а на голове маленькие рожки. Бесы – искусители, поэтому они прежде всего донимают святых, пустынников и монахов. Среди сонмища бесов наиболее известны главные прислужники сатаны – Вельзевул, Азазель, Велиар, а также искушавший доктора Фауста Мефистофель. Греческая мифология знает благого демона – так называемого “демона (или даймона) Сократа”, который, по Платону и Ксенофонту, не раз советовал Сократу, как поступать в том или ином случае. Вообще греческие демоны – существа особые: это нечто вроде не персонифицированной божественной силы, которая возникает на короткий миг и, осуществив какое-либо действие, мгновенно исчезает. Стоит заметить, что общее описание ангелов не вызывает практически никаких нареканий. Их обязанности и чины описаны абсолютно правильно, если только не принимать во внимание тот факт, что добровольное вмешательство в действия людей и у ангелов, и у демонов в настоящее время снижено к минимуму. Облик ангела действительно недоступен человеческому восприятию, т.к. ангел сам по себе – это чистая мысль; насчет огненных символов утверждение спорно – ангелы предпочитают более повседневные облики. Насчет демонов. Утверждение, что с бесами нельзя договориться вообще, ложно. Можно, конечно, только надо учитывать то, что заведомо честных договоров они не предлагают. Кроме того, Падший ангел – еще не демон. Про Павших – отдельный разговор. Хм… Вспоминаются строчки нетленного “…Демоны пахнут как сера и мрак, только агенты не пахнут никак.”. Нет, разумеется, более-менее сознательный демон никогда не допустит того, чтобы за ним волочился запах серы. То же самое касается и насчет внешности. Рога и копыта давно уплыли в небытие; демоны обычно предстают в виде людей, правда, предпочитают черные волосы и темные тона одежды. Вероятно, выдерживают роль. Ну и последнее замечание. Благих демонов нет. Не было, нет и никогда не будет. Демон, отступившийся от своих принципов и миссий, становится Падшим – точно так же, как ангел, потерявший свой Свет. |
||||||